В начале СВО релоканты были механизмом давления на Россию, но по мере разрешения украинского конфликта Запад перестал ими интересоваться. Более того, стал относиться к ним как к отработанному материалу. Один из примеров — принятый парламентом Финляндии закон, запрещающий сделки с недвижимостью гражданам России.
Канцлер юстиции Финляндии Туомас Пеюсти поддержал законопроект, который запрещает операции с недвижимостью лицам, чья страна «нарушила территориальную целостность, суверенитет и независимость другого государства и может угрожать безопасности Финляндии» в сентябре 2024 г. Как заявил Пеюсти, документ подготовлен «достаточно хорошо» и отвечает международным обязательствам в области прав человека и учитывает национальную конституцию.
Законопроект был внесен в финский парламент в начале февраля 2025 года и одобрен во втором чтении, причем единогласно и без особых дискуссий, 11 апреля. Закон фактически запрещает гражданам России без ПМЖ приобретать недвижимость на территории Финляндии. Пока это касается земельных участков.
Новые правила затронут около 20 тысяч россиян, имеющих временный ВНЖ в Финляндии. В сопроводительных документах к закону отмечается, что подобные меры могут привести к социальной напряженности и снижению доверия к финской правовой системе. В качестве обоснования упоминаются риски «вмешательства враждебных государств», хотя конкретные примеры не приводятся.
По заявлению министра обороны Финляндии Антти Хяккянена, безопасность страны и финнов нужно укрепить всеми средствами и нельзя допустить, чтобы предпринимались попытки дестабилизировать Финляндию, например, путем эксплуатации объектов недвижимости. При этом министерство только разрабатывает подход, который определит, какие страны могут считаться «враждебными или участвующими в агрессивных действиях». Поэтому не вызывает сомнений, что новый закон направлен исключительно на россиян.
Все это подтверждает, что российские мигранты, или так называемые релоканты, временно ищущие пристанище в «обеспеченных» странах пока не закончится СВО и считающие, что за пределами Родины им будет лучше, теперь Европе не нужны, и соблюдать принципы правового равенства в отношении людей второго сорта там не намерены.