Журналисты Медиагруппы АиФ - Адыгея (ООО "АиФ-Адыгея" является учредителем и издателем "Кубанского информационного агентства", ИА "Адыгея сегодня", а также партером Издательского дома "Аргументы и факты" в РА. Примечание редакции) отправились в сад-бонсай Елены Коровайной.
Парк "Краснодар" Сергея Галицкого, который открылся 28 сентября 2017 года, стал достоянием краевой столицы и всей Кубани. За короткое время Парк Галицкого привлек невероятное количество туристов и превратился в настоящую жемчужину Краснодара. Позже предприниматель открыл в парке Японский сад. Напомним, что он открылся 30 марта 2023 года. Площадь сада составила 7,5 гектаров, протяженность пешеходных троп - 3591 метр. В саду Галицкий высадил 6700 деревьев, 5900 кустарников и 280 000 цветов. Журналисты Кубанского информационного агентства с удольствием проводят время в этих локациях.
Но сегодня мы хотим рассказать о человеке, который исходя из своих, небольших средств организовал свой Японский сад. Для этого журналисты издания отправились в Адыгею.
Главная достопримечательность Адыгеи - это, конечно, природа. Величественные горы, крутые водопады и термальные источники привлекают взоры туристов-новичков. Пятисотлетние груши и яблони, которые плодоносят до сих пор, вызывают интерес более продвинутых гостей республики. Но есть маршрут, который заманчив для тех и других, - живые картины сада-бонсай, созданные руками увлечённого человека, ландшафтного дизайнера Елены Коровайной.
Главная достопримечательность Адыгеи - это, конечно, природа. Величественные горы, крутые водопады и термальные источники привлекают взоры туристов-новичков. Пятисотлетние груши и яблони, которые плодоносят до сих пор, вызывают интерес более продвинутых гостей республики. Но есть маршрут, который заманчив для тех и других, - живые картины сада-бонсай, созданные руками увлечённого человека, ландшафтного дизайнера Елены Коровайной.
Среди зелени деревьев в хуторе Весёлом Майкопского района Адыгеи спрятался необычный сад-бонсай семьи Коровайных. Здесь прямо с порога попадаешь в сказку - твоему взору открывается целая галерея живых картин, как называют искусство бонсай в Японии.
Мадагаскарские фикусы и королевский делоникс из Италии, акации из Израиля и леуцена светлоголовчатая из Колумбии, а также наши форзиция, дуб черешчатый, плющ, клён, бересклет, можжевельник и берёза становятся центральными персонажами бонсай-композиций. Всего в коллекции Е. Коровайной порядка 200 бонсаев.
- Увлечение бонсаем началось с мужа - он пять лет выращивал на подоконнике дуб из жёлудя. Когда мы поженились, оставил дуб родителям. Те забыли его полить и вскоре дуб засох. Бонсай - это ведь закрытая экосистема, которая очень сильно зависит от человека и требует постоянного ухода. Я тогда училась на четвёртом курсе ландшафтно-паркового строительства МГТУ и решила вырастить из жёлудя ещё один дуб для мужа. И что вы думаете? Через пять лет мой дуб тоже засох. Выясняя причины, я вычитала, что дубу, как уличному растению, обязательно нужна зимовка - ему надо сбросить листья, отдохнуть, чтобы весной заново пойти в рост, - рассказала Елена.
Исследуя причины гибели дуба, Елена увлеклась темой создания бонсаев и познакомилась с одним из мастеров бонсая в Адыгее Леонидом Фоминым.
- Изучая возможности бонсая в России, мы столкнулись с тем, что наши люди не имеют точного представления, что же это за искусство. Одни уверены, что бонсай - это сорт деревьев, другие считают бонсай издевательством над деревом и при этом восхищаются арбоскульптурой, когда из дерева делают кресла и плетёные узоры. А тут просто уменьшенная копия, которой уделяют столько внимания, сколько дерево не получило бы ни в лесу, ни в саду, - в нужное время поливают, подкармливают, от вредителей спасают. Где логика? - удивляется дизайнер.
Вопреки всеобщей убеждённости, искусство бонсай зародилось не в Японии, а в Китае в VIII-X вв. Выращивание карликовых растений считалось прерогативой знати. На стенах императорских погребений VIII в. в провинции Шанси изображены мини-сады в керамической посуде, которые уже в те времена считались особо ценным подарком.
Позже искусство создания пейзажей на подносах подхватили японцы, и взялись за дело серьёзно: разработали правила формирования карликовых деревьев, графики обрезки, полива и подкормки. Разложили всё по полочкам, как они умеют.
Для Елены Коровайной бонсай - способ описать через живые иллюзии именно нашу природу. Тем более что большая часть её личной коллекции - это деревья, обречённые на уничтожение.
Самый крупный можжевельник из коллекции был спасён её мужем из-под ковша бульдозера. Жимолости с фактурными стволами пали жертвой реконструкции дворовых территорий. Граб вымыла река и вынесла на отмель. От целого дерева остался неприглядный пень, который со временем в руках мастера превратится в симпатичный бонсай.
Осваивает Елена и ещё одно направление бонсай - роща, когда в один контейнер сажают несколько деревьев, которые образовывают мини-рощу или лес. Сейчас у неё в работе кленовая роща и можжевеловая групповая посадка - в будущем отличная имитация мини-ельника.
Одна из самых дорогих для Елены композиций - бонсай «Дольмен «Хаджох-1».
- Композиция была задумана мной ещё до пандемии. А когда нашлись деревья, подходящая плита, был сделан макет дольмена, мы решили посвятить эту композицию памяти Игоря Огая - человека, посвятившего жизнь сохранению и восстановлению дольменов Адыгеи, - пояснила дизайнер.
С прошлого года сад-бонсай Елена Коровайной стал туристической достопримечательностью, а его автор - активным участником программы сельского туризма «Школа сельских инициатив». Туристы приезжают к Елене не только чтобы познакомиться с искусством бонсай, но и просто посидеть среди этой красоты.
- - Порой просто сидят на лавочке в саду час-два. Человеку не хватает тишины, уединения, естественности природы. Они приглядываются к бонсаю и замечают, как расползается паук его корней, а также неровности коры ствола, рисунок кроны. Знаете, почему бонсай не стоит за земле? Чтобы зритель ощущал себя стоящим под деревом, - рассказала Елена.
Кстати, по правилам у сформированного бонсая очень выразительно прорисован наиболее драматический изгиб. Дерево будто кланяется зрителю: чуть выше основания ствол отклоняется назад, а его верхушка нагибается вперёд - поза приветствия на Востоке.
- Знакомясь с культурой Востока, я всё больше восхищаюсь умением ценить родную природу. Китайцы, делая реконструкцию парка, полностью инвентаризируют все деревья, потом изымают и перевозят на хранение. А потом возвращают на прежнее место. Их никто никуда не выкидывает. В горах Японии все можжевельники пересчитаны и внесены в реестр. Хотелось бы, чтобы и в нашей стране ценили деревья, не уничтожали, не превращали в мусор, - подчеркнула Елена Коровайная.